Памятники

Площадь Св. Петра, Собор Св. Петра

Главная / Площадь Св. Петра, Собор Св. Петра

Площадь Св. Петра

В 1656-67 гг. в Риме по проектированию Бернини была создана величественная площадь Св. Петра, имеющая вид гармоничных полукругов. В этом месте собирается огромное количество верующих людей для того чтобы прослушать речь понтифика. В 1930 г. из самого центра Рима Муссолини проложил на площадь большую, обширную улицу под названием Примирение.

Украшена площадь по проектированию Бернини полукруглыми колоннадами тосканского ордера. В середине находится египетский обелиск, который привез в Рим император Калигул. До самого Возрождения простоял данный обелиск, ничуть не изменившись в городе. Древние римляне считали, что в металлорудном шаре на самой верхушке обелиска находится прах Ю. Цезаря. Обелиск исполнял роль гномона, так как от него рассыпались лучи солнца.

Храм Св. Петра — христианская церковь, которая считается самым крупным объектом Ватикана и до недавнего время являлась самым большим католическим собором во всем мире. Также ритуальным центром Римского христианского собора.

История

В прошлом на месте где сейчас находится церковь Св. Петра стояли сады цирка Нерона (остался от него один обелиск который до сих пор возвышается на площади Святого Петра). Самая первая базилика была создана в 324 году, под правлением императора Константина, он был самым первым христианским императором. В эту же базилику и перенесли мощи святого Петра, который принял мучительную смерть в цирке Нерона. В 800 году во втором храме прошла коронация Карла Великим правителем запада, коронацию осуществлял папа Лев III. В XV веке храм, который просуществовал одиннадцать веков, угрожал обвалиться, и поэтому при правлении Николая V его стали реставрировать. Целиком и полностью данный вопрос решил Юлий II, который отдал приказ построить новую церковь, на месте древнего собора, которая будет выделяться и затмевать существовавшие католические церкви и языческие храмы, чтобы распространялось давление католицизма и укреплялось папское государство.

Собор Св. Петра

Почти все известные архитекторы Италии поочередно принимали участие в строительстве и проекте храма святого Петра. По проекту архитектора Донато Браманте в 1506 году начали строить объект имевший форму греческого креста (с равномерными сторонами). Когда Браманте умер над строительством взял руководство Рафаэль, вернувший общепринятую форму креста (четвертая сторона удлинена), потом возглавил строительство Бальдассаре Перуцци и Антонио да Сангалло, выбравший базиликальную фигуру. В 1546 году руководство над строительством взял Микеланджело. Его идеей было создать многоколонный входящий порт с восточной стороны. Все несущие строения Микеланджело сделал более мощными. Он создал барабан у центрального купола, но после смерти Микеланджело, в 1564 году купол достраивал Джакомо делла Порта. Он придал ему вытянутые формы. Четыре небольших купола были в проекте у Микеланджело, но только два из них возвел архитектор Виньола. По большому счету архитектурные очертания остались по плану Микеланджело, в западной стороне и в алтарной.

Но стройка на этом не окончилась. В начале XVII века архитектор Карло Мадерно, по приказу Павла V, продлил восточный росток креста — присоединил к центральному сооружению трёхнефную базиликальную долю, воротив форму креста, и сделал фасад. В конечном итоге купол скрылся за фасадом, поэтому потерял своё основное значение и визуально воспринимается лишь издалека.

Нужна была площадь, которая помещала бы в себя большое количество набожных людей, собирающихся к храму, чтобы поучаствовать в божественных празднествах или получить от папы благословение. Данную задачу решил Джованни Лоренцо Бернини, изобретший в 1656—1667 годах площадь перед храмом, одно из самых знаменитых творений мирового градостроительного действия.

Фасад

Уровень высоты фасада, созданного архитектором Мадерно, составляет 45 метров, масштаб — 115 метров. Этажи фасада сопровождают огромные, высотой 5,65 метра, скульптуры Иоанна Крестителя, Христа и одиннадцать апостолов. Из прохода 5 порталов направляют в базилику. Происходят из старого храма ставни дверей главного портала, которые были созданы в середине XV века. В противоположной стороне данного портала, над самым входом в проход, фигурирует христианская мозаика Джотто конца XIII века. Крайний левый портал, под названием «Врата смерти», создан знаменитым скульптором Джакомо Манцу в 1949-64 годах. Необычайно выразительным получилось изображение папы Иоанна XXIII.

Убранство

В середине церковь ошеломляет своей гармоничной пропорциональностью, и естественно своими крупными размерами, роскошным оформлением, в соборе огромное количество надгробий, алтарей, статуй, масса прекрасных творений искусства.

Центральный неф

В целом длина собора составляет 211,6 метров. На полу главного нефа есть отметки, которые показывают параметры остальных мощных храмов мира, что дает возможность сделать сравнение их с самым огромным, храмом Св. Петра. В конце основного нефа, у конечного столба справа, находится скульптура Св. Петра XIII в., причисленная Арнольфо ди Камбио. Говорят, что скульптура обладает чудодейственными свойствами, и огромное количество паломников благоговейно прикасаются губами к ее бронзовой ноге.

Центральный неф

Огромным достижением архитектуры является купол, внутри его высота составляет 119 метра, а диаметр 42 метра. Его поддерживают четыре громадных столба. В нише одного столба стоит статуя св. Лонгина размером в пять метров работы Бернини. В создании скульптурного украшения огромную роль сыграл Бернини, работал он здесь с перерывом пятьдесят лет 1620-1670 года. В промежутке под куполом над основным алтарем находится творение Бернини — огромный, высотой 29 метров навес на четырёх сплетенных колоннах, на котором находятся скульптуры ангелов. На самых верхних частях колонн, промеж ветвей лавра можно заметить геральдических пчел рода Барберини. По распоряжению папы Урбана VIII, разобрали строения, которые создавали поддержку крыше прохода, бронзу для навеса позаимствовали у Пантеона. Через навес можно увидеть в главный выступ и основанную Бернини кафедру Святого Петра. Она охватывает содействие четырьмя скульптурами отцов храма трон Святого Петра, над которым в мерцании парит изображение Святого Духа. Справа относительно кафедры находится памятник папы Урбана VIII работа Бернини, слева – памятник Павла III (XVI в.)

Правый неф

Справа в первой часовни находится мраморная «Пьета» это творение Микеланджело. Изобретена она была в конце XV и XVI столетий в 25 летнем возрасте. Однажды злоумышленник пытался разрушить статую и после этого ей сделали стеклянную защиту. Вблизи расположена маленькая часовня Рекликвии, в ней хранится восхитительное деревянное распятие XIII — начала XIV столетия, создателем считается Пьетро Каваллини. Следом располагается памятник маркграфини Матильды Каносской это работа Бернини с его подопечными. Она стала первой женщиной, согласившейся и оказавшей честь быть захороненной в этом храме. (Император Сокровенной Римской империи Генрих IV в Каноссе в 1077 году, во дворце маркграфини Матильды, был отрешен от церкви и свержен, унизительно молил о прощении у папы Григория VII.). Решетка часовни Св. Причастия сделана по иллюстрации Борромини. Рядом с часовней находится памятник Григория XIII, рельеф напоминает вступление (григорианского) календаря, от реализованной папой реформы. Немного дальше находится памятник Климента XIII, созданный в неоклассической манере скульптором Кановой в 1792 году.

Левый неф

Памятник Александра VII производство Бернини. Большой интерес представляет памятник Иннокентия VIII созданный в 1490 годы, скульптором Антонио Поллайоло, этот памятник один из немногих сохранившихся, который находился еще в старом храме. Неподалеку от входа можно увидеть ещё одно творение скульптора Кановы — памятники семейства Стюарт.

Интересные факты

Последнее творение Микеланджело Буонаротти было найдено в архивах Ватикана в 2007 году, которое было выполнено незадолго до его кончины. Это набросок, на котором изображена часть радиальных колонн, красным мелом, входящих в барабан купола храма Св. Петра в Риме.

В храме Св. Петра алтарь смотрит на запад, а не так как во многих христианских храмах на восток. Затраты на строительство выявились столь большими, что для их покрытия папа Лев X передал право на распространение индульгенций Альбрехту Брандербургскому за высокую плату. Но на немецких землях злоупотребление индульгенциями произвело реформацию, протест Лютера и последующий развал Европы.

По материалам Wikipedia